В углах уютных тихо и темно.
На россыпь роз ковра пролит кармин.
Как томен запах розы Жакмино,
Который любит Михаил Кузмин!
Ф. Сологуб 1913 год
На россыпь роз ковра пролит кармин.
Как томен запах розы Жакмино,
Который любит Михаил Кузмин!
Ф. Сологуб 1913 год
Где-то читала, что поэт Михаил Кузмин буквально изводил приятелей своими духами - Rose Jaqueminot Coty - ярким, дурманящим розным шипром, где роза не на задворках, не выполосканная и прозрачная, она медовая и масляная, на переднем плане, на виду. Сейчас аромат с пышнотелой красоткой на постере и яркой розой в композиции решится надеть только совершенно безумный поэт, а тогда сто лет назад люди не пытались определить пол аромата, носили всё, что нравится.
Другой хрестоматийный пример Jicky Guerlain, который одна легенда адресует барышне, возлюбленной автора, другая - его племяннику. И никого не смущала эта двойственность. Что изменилось за сто лет? Изменились запахи? Изменились мы?
Или изменились только надписи на коробочках, да крепче в голову вбились гендерные стереотипы? На самом деле, производители парфюмерии все сто лет дурачили нас и продолжают дурачить. То, что было модной темой в женской парфюмерии, через 10 лет становится мужским бестселлером. И наоборот. При этом, баланс всегда сохраняется. Во времена, когда женщины предпочитают томный восток, мужчины носят цитрусовые одеколоны, рядом с дамой в загадочном фруктовом шипре оказывается иссиня пьяный выбритый джентльмен, оросившийся классическим лавандовым фужером - открытым и продуваемым всеми ветрами. Пока дамы выбирают самую сладкую карамельку, мужчин тошнит тянет к свежести оцинкованных вёдер. Но за несколько лет до этого или наоборот, позже, партнёр, игравший белыми, берёт в руки чёрные пешки. И вот уже мужчины носят суровые шипры, а дамы падают в обморок от одного слова “шипр” и ищут запах чистоты, когда джентльмены осмеливаются надеть томный сандал, что-нибудь коньячно-ликёрное или амбру, женщины сметают с прилавков D&G Liht Blue. Пока юноши бодяжат фруктовые кисели, имбирные чаи, рисовую бумагу и мате с османтусом, девицы глушат пачули, уды и ладаны.
Самой большой хулиганкой была, конечно, Эсти Лаудер. Она просто переклеивала этикетку, минимально меняя рецептуру. Aramis через несколько лет стал Azuree, Youth Dew превратилась вJHL, а Aromatics Elixir Clinique стал Aramis 900 (или наоборот, не помню кто из них вышел раньше). Великая семья ароматов Guerlain потому великая и потому семья, что в них гены передаются и по мужской и по женской линии. Вглядитесь в Shalimar и Habit Rouge, они есть одно и то же существо, только на одном по моде 20-х платье с заниженной талией, на другом - твидовые брюки с высокой посадкой как носили в конце 50-х.
Значит ли это, что на этикетку можно не смотреть? Я не смотрю и точно знаю, многие любители парфюмерии не смотрят, особенно если речь идёт о великих, гениальных или просто любимых ароматах. Chanel pour monsieur сейчас едва ли не единственный из доступных настоящий шипр. такой, каким были женские шипры в 70-х. Что же, отказаться от него из-за слова monsieur? А то, что сейчас выпускается для мужчин - тоска смертная, с такой голодухи поневоле полезешь на дамские полки за властным и неприступным Amouage Gold, за солнечной и светлой Diorella, за Shalimar, если захочется густой амбры в мощном шлейфе. А как хороша на мужской коже тубероза! Дамам и не снилась такая острота и накал страстей.
Не смотрят на этикетку и люди искренние, далёкие от стереотипов, выбирающие сердцем. Недавно в липецком бутике нишевой парфюмерии я была свидетелем того как юноша покупал свой любимый Монталь (название не помню, что-то с зелеными персиками) и оправдывался перед консультантами: “знаю, что женский, но нравится, прямо вот моё, ничего с собой поделать не могу”.
Не смотрят на этикетку и люди искренние, далёкие от стереотипов, выбирающие сердцем. Недавно в липецком бутике нишевой парфюмерии я была свидетелем того как юноша покупал свой любимый Монталь (название не помню, что-то с зелеными персиками) и оправдывался перед консультантами: “знаю, что женский, но нравится, прямо вот моё, ничего с собой поделать не могу”.